Следственная тюрьма НКВД
Дорогие друзья, сегодня мы попадём в самую настоящую тюрьму НКВД. Первый в СССР и единственный в России. Первым почётным посетителем этого музея стал А.И.Солженицын. Да-да, это тот, кто написал » Архипелаг ГУЛАГ»
Уходят из жизни последние современники ГУЛАГа, знающие его не из книжек, а как факт своей биографии. Уходят из жизни живые свидетели той эпохи, унося с собой огромный пласт устной истории, без которой будет отсутствовать главное — масштаб национальной трагедии затянувшегося на десятилетия братоубийства, гражданской войны государства с народом, заведшей великую страну не в планируемое «светлое будущее», а в исторический тупик. Будет отсутствовать мера страданий и унижений десятков миллионов людей, принесенных в жертву во имя утопических целей. Тем самым мы обрекаем себя на неверное понимание истинных причин исторического краха советского коммунизма.
Как только заходишь в музей окунаешься в необычную атмосферу:
Томский мемориальный музей «Следственная тюрьма НКВД» расположен в подвальном помещении здания в котором с 1923 по 1944 годы находилась внутренняя тюрьма Томского городского отдела ОГПУ-НКВД (Россия, город Томск, пр. Ленина, д. 44).
Постоянная экспозиция музея включает реконструированный тюремный коридор, …
… камеру для подследственных заключенных…
… кабинет следователя.
Настоящая дверь карцера :
Среди экспонатов — копии и подлинные документы следственных дел, фотоальбомы, вышивки, картины, рисунки, игральные карты, поделки из дерева и камня, изготовленные в лагерях и ссылках.
Женщины, сидя в тюрьме, занимались вышивкой:
Алюминиевая ложка.
Обыкновенная алюминиевая ложка для приема пищи…. Их было изготовлено в ХХ веке миллионы штук. А ведь каких-то 150 лет назад столовый прибор из алюминия был дороже серебра и золота, пока в 1886 году одновременно не был изобретен американцем Чарльзом Холлом и французом Полем Эру новый способ получении алюминия электролизом глинозема… А до этого многие мечтали о том, какое широкое применение найдет алюминий…
«Самое удивительное в мечтах и прогнозах утопистов, что эти мечты и прогнозы сбываются. Сидит в крепости Николай Гаврилович Чернышевский и пишет, умиляясь. А как не умилятся. Пишет о том, какое широкое, какое общее употребление получит прекрасный благородный металл алюминий. Он будет настолько доступен, что все без изъятия будут пользоваться им, подумать только — в виде посуды. И вот сбылось по слову утописта: десятки миллионов солдат, десятки миллионов каторжников хлебают свой суп и выскребывают свою кашу алюминиевыми ложками из алюминиевых чашек….(Ю. Даниэль. из книги «Свободная охота» )
Ложка в Гулаге – вещь ценная. Ею дорожили и берегли, носили постоянно с собой, как правило, за голенищем сапога или валенка, прятали в бушлате… Не у всех она была в наличии, а есть хотелось всегда… С ней были связаны многочисленные зековские байки и приметы. Например, при выходе из лагеря на свободу, ложку надо было перебросить через запретку, чтобы больше сюда не возвращаться, швырнуть её тюрьме, чтобы тюрьма за тобой не гналась (А. Солженицын. «Архипелаг Гулаг»). Но была и другая прямо противоположная примета – при выходе на свободу обязательно взять ложку с собой, чтобы за ней не возвращаться….
Ружейные гильзы и пистолетные патроны, обнаруженные в ходе ремонта под полом 1-го этажа здания бывшего Томского горотдела НКВД. Возможно это расстрельные пули.
Связка ключей от тюремных камер. Передана в музей в 1996 работниками томского СИЗО:
ГУЛАГ покалечил жизни многих людей по всему Советскому Союзу :
Его жертвами становились как взрослые, так и дети :
Письмо обычного человека своей жене перед расстрелом:
Тюремная ограда:
Костюм следователя НКВД :
А вот как в Советском Союзе развивали целину:
Здорово, да! красота! Но за этим всем стоят сотни и тысячи жизней людей:
«… за год число спецпереселенцев уменьшилось на 15,3% . В свете задачи колонизации громадной территории Нарыма … эта величина убыли населения за год не должна считаться особенно большой…»
Обратите внимание на лозунги на плакате ниже:
Личные карточки спецпереселенцев :
Вот такой он кровавый социализм :
Целая волна репрессий затронула верующих людей :
Дела на многих были сфабрикованы. К сожалению, оправдали этих людей уже после расстрела.
Анкета одного из заключенных по религиозным причинам :
Он был обвинён:
А через 52 года после расстрела суд признал дело против этого человека сфальсифицированным и оправдал:
Без слёз на это смотреть невозможно!
На этом всё! До встречи !
Источники информации :
http://nkvd.tomsk.ru
Алин Д. Е. Мало слов, а горя реченька… : Невыдуманные рассказы. — Томск : Водолей, 1997. — 224 с. : портр.