Новая маршрутная сеть Томска и причины её появления

Как сообщает пресс-служба администрации Томска, предстоящее изменение транспортной схемы вызвано не только необходимостью ее оптимизации и ухода от излишнего дублирования маршрутов. Ее принятие позволит перезаключить с перевозчиками договоры, в которых, в отличие от прежних 20-летней давности, будут четко прописаны обязанности транспортников по качественному обслуживанию пассажиров.

На сегодняшний день действует множество бессрочных договоров, в которых конкретика не прописана. Ни по качеству обслуживания, ни по обязательному присутствию в салоне кондукторов, ни запретов на курение водителями, звучанию громкой музыки, объявлению остановок, времени работы транспорта и т.д.

У безответственных перевозчиков, начавших поднимать народ против изменения маршрутной сети, на самом деле совершенно другая цель – не допустить принятия новой транспортной схемы, чтобы не заключать новые договоры, которые обяжут их работать так, как надо пассажирам, а не так, как им самим захочется.

Напомним, что городской пассажирский транспорт предна­значается для перевозок населения между цен­трами транспортного тяготения, к которым от­носятся места постоянного проживания, предприятия, организации, культурные, спортивные, бытовые и другие учреждения. Изменения, которые произошли в г. Томске за последние 10 лет, видны каждому. Возникли новые жилые высотные микрорайоны (Радужный, Зеленые горки, Восточный, Заречный, Южные ворота, Радонежский, Северный парк), не отстают и коттеджные поселки: мкр. Наука, п. Родионово, п. Росинка, п. Залесье, Левобережный. Вслед за новостройками, возникли новые социальные учреждения (школы, детские сады, поликлиники), новые спортивные учреждения, производства и торговые центры и т.д.
Не стоит забывать и про агломерационные процессы. На смену городу, как точечной форме расселения, приходит городская агломерация (Томск – Северск – Томский район), как система, элементы которой связаны друг с другом множеством зримых и незримых связей.

В этой связи значительно изменились модели поездок горожан, возросло количество обращений жителей в органы городской и областной власти с просьбами и требованиями: изменить или открыть новый маршрут, построить новую остановку, изменить режим работы пассажирского транспорта, его вместимость, комфортность и доступность, повысить качество предоставляемых услуг.

Кроме того, по данным перевозчиков, в условиях всеобщей автомобилизации, последние годы идет значительное сокращение количества перевозимых пассажиров. Если в 2006-2012 годах пассажиропоток на автобусах частных перевозчиков составлял более 100 млн. в год, то с 2013 по 2014 — снизился до 70 млн. (т.е. на 30%).
При этом количество автобусов перевозчиков на линии практически не сократилось.
Из 870 автобусов, принадлежащих 330 перевозчикам, на линию ежедневно выходит не более 580 автобусов (290 единиц отстаиваются в гараже, либо выезжают на линию и стоят часами, ожидая своей очереди).
Недостатки маршрутной сети (гонки на дублирующих маршрутах, переработка водителей, отсутствие условий труда, загруженность УДС) негативно влияют на безопасность дорожного движения и соответственно вызывает рост ДТП и жалоб населения.
Кроме того, сами перевозчики отмечают высокую степень дублирования, влияющую на безопасность (маршруты № 7 и № 119, № 27 и № 29) и критическую нерентабельность своих маршрутов (пример: №№ 28, 13, 31), от обслуживания которых они готовы отказаться хоть сейчас, либо требуют повышения тарифа.

Застой в развитии маршрутной сети, ее несоответствие реальным потребностям, неэффективное использование подвижного состава, низкий уровень профессионализма водительских, и в некоторых случаях, предпринимательских кадров, вызывает рост эксплуатационных расходов, и соответственно — тарифов.

Видя эти многолетние недостатки и нарушения в работе пассажирского транспорта, население высказывает претензии не только к перевозчикам, но и к органам власти, обвиняя их в бездействии и попустительстве в отношении перевозчиков.
Именно для этих целей, в рамках муниципальной программы «Развитие городского пассажирского транспорта» администрацией города Томска и был заказан проект на конкурсной основе по обновлению маршрутной сети.

Те данные, которые агентство «Радар» получили, в том числе, с помощью сотрудников и студентов Томского политехнического университета, и те современные методы и технологии, которые они использовали в работе, заслуживают высокой оценки и позволят администрации Города Томска использовать полученные данные в разработке перспективных планов и мероприятий в сфере пассажироперевозок, в том числе с учетом новых требований законодательства.
Сразу отметим, что предложенная маршрутная сеть не является попыткой передела рынка, о чем на всех перекрестках кричат перевозчики, и она не будет введена с 1 января 2016 года.
Администрация работает в рамках правого поля и выполняет все данные обещания. Перед последним повышением тарифа стороны (администрация и перевозчики — путем устных договорённостей и письменных соглашений), принимали на себя определённые обязательства.
Со своей стороны администрация Города Томска выполняет данные обещания, создавая условия для развития пассажироперевозок.
Так в 2015 году были выделены средства в размере 339,2 млн. руб. В рамках указанного финансирования за прошедший период текущего года выполнены следующие мероприятия:
Выполнен ремонт около 400 тыс.кв.м. дорожного покрытия автомобильных дорог города. В том числе, был произведен ремонт ряда улиц с заменой покрытия проезжей части на всю ширину автомобильных дорог пр-та Ленина (от пл. Ленина до ул. 5-ой Армии), ул. Яковлева, ул. Красноармейская, кольцо ул. 79 Гвардейской Дивизии, ул. Гагарина, пер. Тихий (от ул. Большая Подгорная до ул. Водяной), пер. Пионерский, пер. Аптекарский, ул. Лермонтова (от ул. Шишкова до Аптекарского моста), ул. А. Иванова, ул. Ленина в с. Тимирязевское, а также ремонт других улиц города. По гарантийным обязательствам прошедших лет проведено ремонта на площади 6500 кв.м.
Необходимо отметить, что при комплексном подходе к ремонтным работам на проезжей части были приведены в нормативное состояние встречающиеся люки инженерных коммуникаций.
В текущем строительном сезоне выполнены работы по устройству новых тротуаров по ул. Богдана Хмельницкого, пер. Тихому, ул. Нефтяной, ул. Аркадия Иванова, ул. Парковая.
Проведен ремонт участков существующих тротуаров по ул. Учебная, ул. Вершинина, ул. Мокрушина, ул. 5-ойАрмии ул. Нахимова. Приведено в соответствие плиточное покрытие тротуаров по ул. Кирова, пр-ту Ленина, Губернаторском квартале. Общая площадь проведения работ по тротуарам составила 11,8 тыс.кв.м.
Выполнены работы по ремонту плиточного покрытия на перекрестках по ул. Розы Люксембург (пер. Ванцетти, пер. Сакко, пер. Островского, пер. Красный).
На улицах города обустроено 490 дополнительных парковочных мест. Дополнительные места для стоянки транспортных средств теперь расположены по ул. Гагарина, ул. Герцена, ул. Вершинина, ул. Мокрушина, ул. 5-ой Армии, ул. Аркадия Иванова.
Проведены работы по устройству разворотной площадки для автобусов по ул. Осетровой.
Выполнены работы по устройству заездных карманов на остановках общественного транспорта по адресам: ул. Красноармейская, 136, ул. Парковая, 30, ул. Учебная, 42.
В рамках текущего ремонта улично-дорожной сети с использованием инертного материала (асфальтобетонного скола) выполнен ремонт 52 объектов улично-дорожной сети общей площадью 65 тыс.кв.м., данные работы проводились в частном секторе всех районов города.
Выполняя свои обязательства перед перевозчиками, администрация г. Томска рассчитывает на выполнение соответствующих обязательств со стороны самих перевозчиков.
Однако, понимая, что завтра им предстоит работать в новых условиях и отвечать за качество, сегодня перевозчики призывают томичей отказаться от новой сети, готовят обращения во все инстанции, угрожают пикетами, распространяя листовки с информацией о том, что завтра вы останетесь без транспорта и будете замерзать на остановках.
Эти действия можно расценивать как очередную попытку шантажа со стороны некоторых перевозчиков, которой они уже пользовались в прошлые годы.
Добившись последнего повышения тарифа, некоторые из них (не все конечно), тут же забыли о данных пассажирам обещаниях, подписанных соглашениях, и продолжают: не объявлять остановки, слушать громкую музыку, грубить по поводу и без повода.
Проезжая мимо остановок, не выполняя вечерние рейсы, забывают о Вас, пассажирах, замерзающих на остановках.
Замечания к перевозчикам готовы подтвердить специалисты Муниципального бюджетного учреждения «Центр организации и контроля пассажироперевозок».

Есть еще несколько объективных причин, требующих реформирования системы организации пассажироперевозок в г. Томске – это изменение федерального и регионального законодательства.
В настоящее время вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Данный Закон значительно меняет порядок организации пассажирских перевозок в целом в стране и в нашем городе. Законом вводятся новые понятия:
— карта маршрута — документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту;
— свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту;
— документ планирования — нормативный правовой акт устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок.
Внедрение этого закона позволит в целом повысить качество пассажирских перевозок, усилить контроль, решить многие назревшие проблемы, четко видеть перспективы развития данной отрасли, через формирование так называемого документа планирования.
С 2016 года все маршруты должны быть включены в соответствующие реестры. Предполагается проведение отборочных процедур (конкурсов и аукционов) на право осуществления перевозок пассажиров.
Закон не допускает работу на одном маршруте такого количества перевозчиков, какое есть сейчас, когда на одном маршруте работает более 20 разобщенных перевозчиков, не желающих подчиняться общим требованиям.
Еще одно важное новшество: Согласно требованиям Закона появляется 2 вида пассажирских перевозок: регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам и регулярные перевозки по регулируемым тарифам.

1) Регулярные перевозки по регулируемым тарифам (ст. 14) – это перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке. Основные особенности:
— осуществляются в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения, предусматривают бюджетное софинансирование;
— организуются путем отбора перевозчика в соответствии с процедурами, предусмотренными Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и заключением муниципального контракта;
— размер тарифа в данном случае определяется решениями органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта РФ – органами местного самоуправления (ч.1. ст.15);
— цена муниципального контракта, подлежащая выплате перевозчику за счет средств бюджета, рассчитывается в соответствии с законодательством о муниципальных закупках (в настоящее время разрабатываются акты Правительства РФ, предусматривающие специальную методику расчета стоимости услуг по осуществлению регулярных перевозок для целей определения начальной (максимальной) цены контракта).
2) Регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам — перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
Основные особенности:
— не предусматривают бюджетного софинансирования;
— тариф в данном случае определяется перевозчиком самостоятельно, может изменяться по желанию перевозчика в любое время без какого либо согласования с органами власти;
— перевозчик осуществляет деятельность на основании выданного свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, которое выдается либо по итогам открытого конкурса, либо в предусмотренных законодательством случаях без конкурса (ст. 19, 21-24);
— органы местного самоуправления вправе устанавливать льготы для отдельных категорий граждан за счет средств местного бюджета при условии согласования с перевозчиком размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением льгот (ст. 20).

Зная стремление отдельных перевозчиков к поднятию тарифа (уже сейчас перевозчики на всех совещаниях ставят вопрос повышения тарифа), администрация Томска считает появление в городе маршрутов с нерегулируемым тарифом в настоящее время неприемлемым, и будет даже в этих сложных экономических условиях пытаться найти средства в бюджете, чтобы обеспечить доступность пассажирского транспорта для всех слоев населения. Именно за перевозку льготных категорий граждан будет предусматриваться компенсация из бюджета.

Поскольку у нас в городе будут пассажирские перевозки по регулируемым тарифам, они будут осуществляться на основании муниципальных контрактов, заключенных с победителями по результатам процедур отбора, предусмотренных законодательством о закупках товаров, работ и услуг для муниципальных нужд.
При разработке муниципального контракта администрация постарается учесть все нюансы. Четко будут прописаны требования к перевозчику по количеству рейсов, по качеству работы (это наличие кондуктора, объявление остановок, подключение и передача данных муниципальному Заказчику с учетом системы ГЛОНАСС, внедрение безналичной системы оплаты проезда), требования по техническому и санитарному состоянию автобуса, годам выпуска автобусов, по оформлению и содержанию рекламы, соблюдению трудового и налогового законодательства перевозчиками, доступности пассажирского транспорта для людей с ограниченными возможностями.
В контракте будет предусмотрена ответственность за нарушение его условий вплоть до расторжения в одностороннем порядке. Данная норма четко прописана в законе.
Томские перевозчики смогут участвовать в этих процедурах (аукционах), поскольку они открытые, что позволит в условиях конкуренции выявить действительно достойного перевозчика, способного обеспечить надлежащее качество и безопасность пассажироперевозок. Все процедуры по выбору перевозчиков открытые и прозрачные.
Что касается тарифов — они будут просчитаны и установлены в соответствии с нормативными документами, разработанными Правительством и Минтрансом. Как только все документы будут приняты, а новая маршрутная сеть утверждена, будут сделаны расчеты на эту маршрутную сеть для целей проведения торгов. Из маршрутов будут формироваться лоты, с определением начальной (максимальной) цены. Все будет прозрачно. Будет просчитана экономика каждого маршрута, социальная нагрузка по льготникам, будут использованы данные мониторинга стоимости услуг по перевозке пассажиров в близлежащих городах и регионах.
Напоминаем, что новая маршрутная сеть не появится с 1 января 2016 года.
Перед ее внедрением пройдет около полугода и будет проведена серьезная подготовительная и разъяснительная работа среди населения.
Полная информация о предстоящих, утвержденных изменениях будет размещена в СМИ и сети Интернет, в виде брошюрок, объявлений и памяток в транспорте, жилых домах и социальных объектах.

Первоочередными задачами после проведения мероприятий по совершенствованию маршрутной сети является постоянный мониторинг ее состояния, определение и уточ­нение пассажиропотоков на разных направле­ниях и ее текущая корректировка с учетом того, чтобы каждое из направлений в обязательном порядке обслуживалось транспортом.
В резуль­тате на каждом из направлений все категории пассажиров смогут удовлетворить собственную потребность в пассажирских перевозках избрав тот маршрут, который больше всего устраивает их за соотношением «время поездки — комфорт­ность — цена».

 

 

Добавить комментарий