Улицы «красных фонарей»

Томская проституция, пожалуй, так же стара, как и сам город.
В конце XVII — начале XVIII веков Томск столкнулся с «веселыми женщинами», высылавшимися из европейской России. Высылка была одним из наказаний для проституток.
Томск для имперских властей представлялся, наверное, «раем» для проституток, поскольку еще в начале XIX века встречаются архивные дела о высылке, например, из Киева в заволжские губернские города всех «здоровых проституток сразу и больных по излечении».


В 1911 г. по отчету городского врача Тимофеева числилось 26 домов терпимости (в них проживало 153 женщины), 4 тайных притона, 3 дома свидания, а также 20 поднадзорных проституток-одиночек и 58 тайных проституток.
Проституткам, зарегистрированным в полиции, выдавалась медицинская справка — «желтый билет». Кстати, этот цвет был определен для женщин «свободной любви» еще в древности. Профессия проституток впервые была регламентирована знаменитым Солоном, афинским архонтом. Он основал диктерионы – публичные дома — еще за несколько веков до Рождества Христова.

Медицинская справка:

В медицинской справке помещены правила для публичных женщин, отмечалось состояние здоровья, фамилия, имя, отчество, место жительства, номер паспорта, по которому она проживает в доме терпимости или отдельно на квартире. Публичная женщина должна была хранить медицинский билет в чистоте и опрятности, если она выходила из дома, обязана была брать его с собой. Если «клиент» пожелает удостоверится в ее здоровье, она беспрекословно должна была его предъявить.
Каждая женщина-проститутка регистрировалась, получала лицензию на свою деятельность, и ей предопределялось носить желтую обувь и платье красного цвета. Отсюда и пошли «желтые билеты» и «красные фонари» на домах с женщинами в красных платьях. Их свет, зажженный в древних Афинах, дошел и до Сибирских Афин.

Медицинская справка и правила поведения для публичных женщин:

Для устройства публичных домов в Томске была отведена специальная часть города. Это район улиц Бочановской (ныне Алтайской), Петропавловской и Солдатской (ныне Красноармейской). С одной стороны, это было за пределами центра, вдали от респектабельности и благополучия Почтамтской и Миллионной улиц, С другой – поблизости находились солдатские казармы, и недостатка в клиентах не было. Кроме того, рядом были расположены увеселительные заведения: сад «Алтай» с одной стороны (рощица около травматологической больницы скорой помощи), а с другой — рукой подать до пивных и кабаков Обруба и набережных.

Улица Бочановская (Алтайская)- «Улица любви»:

Расцвет томских домов терпимости приходится на начало ХХ века. В это время «работают» до двадцати публичных домов, в каждом из которых находилось от 5 до 20 проституток.
Своеобразной «улицей любви» являлась, конечно, Бочановская улица. На ней в начале века располагалось порой до шести-восьми заведений, например, в домах под номерами 9 и 11. Были также заведения, в которых находилось всего по три-четыре девицы.

Дом терпимости (Бочановская,9) , сейчас Жилой дом :

Дом терпимости (Бочановская,11), сейчас Жилой дом :

В доме по ул. Петропавловской, 12 до революции здесь размещался публичный дом. Одноэтажное здание огромного размера с многочисленными окнами, по числу номеров, расположенных в доме стоит себе забытое и заброшенное в ужасном состоянии.

Дом терпимости (Петропавловская, 12), сейчас Жилой дом :

Быт томских притонов начала XX века и описанию жизни проституток изображён в пресловутом романе «Томские трущобы» и его продолжении «Человек в маске» Не-Крестовского.
В 1918 году Г.А.Вяткин опубликовал в «Сибирской жизни» статью-исследование «Жертвы улицы», рассказывающую о детской проституции в Томске. В этой статье есть, между прочим, такие слова:
«Мы, взрослые, делаем политику,ставим и низвергаем кабинеты, меняем синих жандармов на красных,и точно рубим тот лес, щепками которого являются несчастные дети. Они переживают похмелье в чужом пиру и при том очень тяжелое»…
В 20-30 годы нашего столетия началась новая и, как теперь выясняется, безуспешная борьба за искоренение проституции, борьба, единственным итогом которой стала, пожалуй, возможность написать в Большой Советской Энциклопедии (том 47, издание первое, 1940 год):
«В стране победившего социализма проституция не может иметь места».

Использованы материалы :

Статья Стасов, В. Под красным фонарем. Сибирская старина : краеведческий альманах. — Томск : Б. и., 1991 — ( : ООО «UFO-press»). — Преж. назв. : «Томская старина» (до ноября 1992 г.). № 1 (1992).

Статья Клуба Вольных Туристов

Фото медицинского билета и правил поведения для публичных женщин со страницы http://vk.com/kompot?w=wall-32615394_54518.

Статья «ДРЕВНЕЙШАЯ ПРОФЕССИЯ В ИСТОРИИ СИБИРСКИХ ГОРОДОВ (КОНЕЦ ХIХ — НАЧАЛО ХХ ВВ.)» Быковой А.Г., Омск, 2000.

 

 

Добавить комментарий