Масонская ложа «Восточного Светила на востоке Томска»

В Томске была учреждена единственная в Сибири масонская ложа, носившая название «Восточное Светило». Мастером этой ложи, то есть главой её, был, между прочим, Трейблют. Первые собрания ложи проходили на квартире на его заимке.

Вид на Трейблютову заимку, где проходили собрания масонской ложи:


К этой ложе принадлежали из местных купцов Поповы, Христофор и Андрей. У дочери первого из них, Татьяны Христофоровны, вышедшей замуж за писателя Н. И. Наумова, сохранялся в качестве реликвии стаканчик из зелёного стекла грубой работы с масонскими знаками, присвоенными томской ложе. Сибиряк-декабрист Г. С. Батеньков состоял в числе основателей ложи. Он по просьбе казанского профессора-историка Ешевского составил особую записку, представляющую весьма ценный материал для истории этого движения; воспоминания о масонстве Батенькова напечатаны были А. Н. Пыпиным целиком в его исследовании (Материал для истории масонских лож. Вестник Европы, 1872, Кн.7). Вероятно, томская масонская ложа насчитывала в своём составе более или менее значительный круг лиц.

Г. С. Батеньков:

Ложа «Восточного Светила» (или, как она ещё называлась, «Восточного Светила на востоке Томска») была основана 30 августа 1818 года. Ложа работала по древней английской системе, на русском языке. Днями работ, по спискам 1820 и 1821 г. были первый и третий четверг каждого месяца. В списке 19 мая 1821 года в этой ложе значатся следующие должностные лица:

управляющий мастер — Ник. Петров. Горлов, статский советник, томский вице-губернатор;
наместный мастер Иоган фон Трейблют, генерал-майор
1-й надзиратель Фёдор Ив. Гонигман, томский ветеринарный врач
2-й надзиратель — Осип Ив. Балюра-Кондратьев, советник гражданского и уголовного суда
секретарь — ив. Ив. Коновалов, секретарь Томской казённой экспедиции
вития — Вас. Мих. Кобылин, асессор губернского правления.

Остальные члены состояли из местных чиновников: тут были земские врачи, военный штаб-лекарь, главный смотритель при водворении поселенцев, смотритель градской больницы, земский исправник и т. д. Батеньков, прежде бывший секретарём этой ложи, в это время отсутствовал (уехал в Таганрок).

Томская ложа находилась в союзе так называемой «Великой ложи Астреи» в Петербурге, и потому у неё был свой Наместный представитель. В качестве такого представителя состоял несколько лет Н. И. Кусов, живший в Петербурге, но имевший связи с Томскими масонами. Сам Кусов принадлежал к Петербургской ложе «Избранного Михаила». В 1820 г. кроме Кусова избран был вторым представителем Томской ложи граф Владимир Петровчи Толстой. Старший мастер ложи Н. П. Горлов, после трех лет службы, был избран почетным членом Астреи, то есть удостоился высшего звания, о каком мог мечтать каждый масон. Трейблют пишет по этому поводу из Томска от 1 июля 1821 г.: «Мы все обрадованы тем очень. Это подает и мне надежду, по выслужении сего 4-го года в моем звании удостоиться сей отличной чести, которую, думаю, не совсем я не заслуживаю, будучи первою причиною основания здесь ложи, а на 4-й год будучи избран мастером».

В последнем письме в Петербург, какое известно, от 12 августа 1821 г., масоны пишут, между прочим, о Батенькове: «Теперь находится у вас в Петербурге один из достойных членов (ложи) нашей, инженеров путей сообщения майор Гавриил Степанович Батеньков. Он в свите сибирского генерал-губернатора М. М. Сперанского.»

Томская ложа действовала до конца 1821 г., судя по уцелевшей её переписке с Петербургом. С 1822 г. масонство начали преследовать, ложи закрывать, членов высылать и арестовывать; поэтому если деятельность лож и продолжалась, то она обставлена была ещё большими предосторожностями и таинственностью, чем какие практиковались до этого.

Источник материала :

Статья «Масонство в Сибири»

 

 

Добавить комментарий