В Томске сошьют паруса для старинной лодки – Ботика Петра I «Святой Николай»

В Томске стартовал сбор средств на паруса для действующей копии исторического судна ― ботика Петра Первого «Св.Николай», который совершит экспедицию по старинному морскому маршруту.

Ботика Петра I «Святой Николай»

Автор уникального для Сибири проекта томич Александр Бойцов около 10 лет создавал полномасштабную реплику исторического судна, на котором юный царь Петр учился ходить под парусом, и которое он называл «Дедушкой русского флота».

Были изготовлены все элементы набора судна ― килевая балка, шпангоуты и штевни, рангоут, дельные вещи и предметы снабжения. Осенью 2016 года окончена работа над корпусом.

Разработка конструкторской документации заняла у мастера год. Отправной точкой послужили обмерные листы из Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга, большой архив фотоматериалов, данные замеров оригинала ботика и его копии в Петропавловской крепости.

«Мне 55, я живу в старинном сибирском городе Томске, ― говорит Александр Бойцов. ― Трудно найти место, так далеко расположенное от ближайшего моря. Между тем, ботик Петра строится. Зачем мне это? Непреодолимое желание через дело прикоснуться руками к кусочку живой истории и рассказать о ней. Шаг за шагом проявляется масштаб, и дух захватывает от мысли, что вот так же лет 300 назад тесали доску топором, так же вымеряли плавность линий и наверняка думали: “А как на воду? Как пойдет он?” Проект некоммерческий. Все 10 лет работы финансировались из личного бюджета».

Строительство потребовало освоения новых навыков и технологий. Например, пришлось освоить кузнечное дело и обустроить кузню. Спустя годы готово почти всё. Нет на ботике пока одного – парусов.

Одновременно со строительством идет подготовка к экспедиции с участием ботика. В планах автора повторить маршрут старого Мангазейского морского хода, в части его Ямальского волока ― путь, которым поморы ходили в Сибирь, в первый русский заполярный город 17-го века Мангазею.

«Проект посвящен всем, кто неравнодушен к истории флота, всем, кто мечтает о море и парусах, ― говорит мастер. ― Надеюсь, что после экспедиции ботик Петра станет отличным учебным судном, которое позволит рассказать и показать историю становления Флота Российского, да и просто – украсит наш город. Все это невозможно, пока у лодки нет парусов. Нужны деньги для покупки качественной парусной ткани и оплаты пошива».

Поддержав проект на сайте, томичи смогут не только внести свой вклад в пошив парусов, но и получить от автора разные вознаграждения ― от слов благодарности до возможности дать имя любому из трех парусов, которые поднимутся на ботике «Святой Николай».

 Ботик Петра I «Св. Николай» («Дедушка русского флота») — российская национальная историко-морская реликвия, которая хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. Первые навыки практической навигации юный царь получил именно на этом небольшом парусно-гребном судне.
Маленький кораблик был найден в 1688 году в родовой вотчине бояр Романовых, подмосковном селе Измайлове, во время прогулки Петра с его учителем и наставником, голландским корабельным мастером Францем Тиммерманом. Узнав, что судно это ― «английский бот» (от нидерл. boot — лодка), и что, в отличие от русских, он «ходит на парусах не только по ветру, но и против ветра», царь пожелал научиться управлять им.

Существует несколько реплик ботика Петра I, однако ни один дублер «дедушки русского флота» еще не участвовал в экспедиции, подобной той, что планируется в городе Томске.