Блог-тур по Детской железной дороге
17 июня 2017 г. состоялся блог-тур по Детской железной дороге в г. Новосибирск, в рамках которого новосибирским и томским блогерам представилась возможность познакомиться с историей, работой и функцией ДЖД.
Решение о строительстве Детской железной дороги в Новосибирске было принято руководством Западно-Сибирской железной дороги совместно с администрацией города в августе 2003 года. По этому случаю в Заельцовском парке был установлен памятный камень в честь закладки дороги, хотя её проект ещё не был готов.
4 июня 2005 года состоялось торжественное открытие первой очереди Детской железной дороги, длина которой была 2 км 630 метров, а 30 июня 2005 года приказом начальника Западно-Сибирской железной дороги Детская железная дорога была введена в эксплуатацию, став двадцать третьей «малой железной дорогой» в России.
В первую очередь Детской железной дороги вошли следующие объекты:
- металлическая эстакада длиной более двухсот метров;
- 4 неохраняемых переезда;
- станция Спортивная;
- разъезд Ельцовский;
- станция Зоопарк;
- учебный корпус на станции Спортивная.
6 августа 2006 года в день железнодорожника состоялось открытие второй очереди ДЖД длиной 2 км 670 м, построенной в сотрудничестве и взаимодействии ОАО «РЖД» с администрацией Новосибирской области и города Новосибирска.
Вторая очередь включает в себя:
- металлическая эстакада длиной более трёхсот метров;
- 2 моста общей длиной более ста метров;
- станция Заельцовский Парк;
- разъезд Локомотив;
- охраняемый переезд.
Комплекс сооружений Детской железной дороги включает в себя:
- Здание вокзала станции Спортивная площадью 499,4 м², совмещенного с постом электрической централизации на 14 стрелок;
- Здание вокзала ст. Заельцовская площадью 340м²;
- Кассовый павильон ст. 3оопарк общей площадью 138,4 м²;
- Узкоколеечный железнодорожный путь протяженностью 5,3 км с пятью раздельными пунктами и искусственными сооружениями;
- Учебный корпус общей площадью 2 025,7 м², в котором размещены пять учебных классов, компьютерный класс, кабинеты технического творчества, столовая, конференц-зал на 72 места, кабинеты для преподавательского состава, помещения с оборудованием для инженерно-технического обеспечения водоснабжением, электроснабжением, теплоснабжением, связью;
- Две водонапорные скважины;
- Пассажирские платформы;
- Наружные сети инженерного обеспечения;
- Игровые и спортивные площадки.
Здания вокзала станции Спортивная и учебного корпуса размещены на свободном от леса участке.
Детская железная дорога обучает юных железнодорожников, используя собственный учебный центр, расположенный на территории Заельцовского парка на станции Спортивная, базу школ города, школ-интернатов Западно-Сибирской железной дороги.
Учебные классы и мастерские ДЖД оборудованы макетами, тренажерами, станками, ПЭВМ, техническими средствами обучения по хозяйствам:
- локомотивному;
- вагонному;
- сигнализации, централизации, блокировки и связи;
- путевому;
- управления движения;
- обслуживанию пассажиров;
- энергетики.
Набор и комплектование групп производится из учеников 7-10 классов. ДЖД работает с учениками общеобразовательных школ города Новосибирска – более 600 человек, а также с линейными школами, школами-интернатами дороги – более 200 человек. Теоретические занятия с юными железнодорожниками проводятся 1-2 раза в неделю (2-6 часов каждое) с октября по апрель. Продолжительность учебного года — с 1 октября по 31 августа, включая летнюю практику. В течение года занятия проходят в две смены, чтобы дети могли сочетать занятия на ДЖД с основными занятиями в школе.
Теоретическое обучение и производственная практика по железнодорожным профессиям, изучаемым в объеме общего курса железных дорог в течение первых 3 лет обучения, профессиональной подготовки на 4 и 5 курсах проходит в соответствии с планами и программами, утвержденными начальником детской железной дороги и согласованными с Сибирским Управлением государственного железнодорожного надзора.
Полный курс теоретического и практического обучения на ДЖД составляет 5 лет, из них 3 года — «Общий курс железных дорог», еще 2 года – специализации по выбранной профессии.
За период обучения каждый ученик знакомится с 20 железнодорожными специальностями:
1-й год обучения: проводник вагона, главный кондуктор, билетный кассир, дежурный по вокзалу, дежурный по перрону;
2-й год обучения: начальник поезда, осмотрщик вагонов, начальник вокзала, помощник машиниста тепловоза, монтер СЦБ и связи, монтер пути (путевой обходчик), оператор поста централизации, сигналист, дежурный по переезду;
3-й год обучения: начальник станции, поездной диспетчер, дежурный по станции, машинист тепловоза, дорожный мастер (мостовой мастер), электромеханик СЦБ и связи.
4-й и 5-й год обучения – специализация по выбранной профессии.
Ha ДЖД работают кружки железнодорожного моделирования и конструирования, вокально-хоровой, хореографический, студия изобразительного и декоративно-прикладного искусства, мультимедийный, информатики, фото-видеостудия, литературно-исторический кружок для всестороннего развития юных железнодорожников.
Основными задачами Детской железной дороги являются:
- профессиональная ориентация учащихся на работу на предприятиях железнодорожного транспорта;
- теоретическое и практическое изучение профессий железной дороги в объёме общего курса железных дорог (ОКЖД);
- теоретическое и практическое изучение профессий железной дороги с последующей сдачей квалификационного экзамена (профессиональная подготовка);
- довузовская подготовка учащихся;
- создание оптимальных условий для развития мотивации личности к познанию и творчеству;
- воспитание культуры здорового образа жизни и саморазвитие личности;
- трудовое воспитание и развитие интереса у подрастающего поколения к общественно-полезному и производственному труду, развитие индивидуальных качеств учащихся.
Общая протяжённость Новосибирской детской железной дороги — 5 км 300 метров.
На дороге работают 3 узкоколейных тепловоза ТУ-7А мощностью 294 кВт (400 л.с.), массой 24 тонн, 1 тепловоз ТУ-10 мощностью 230 л.с, 12 детских пассажирских вагонов.
На линии курсируют поезда с названиями «Сказка», «Юность», «Сибиряк» и «Мечта».
Для посадки и высадки пассажиров на станциях Зоопарк и Заельцовская предусмотрены по одной посадочной платформе, на станции Спортивная и разъезде Ельцовский – две.
С учетом сложного рельефа возведена уникальная эстакада длиной более 200 метров, легкое и воздушное сооружение построили специалисты компании «Сибмост».
Все станции ДЖД оборудованы электрической централизацией (ЭЦ) стрелок и сигналов. Перегоны однопутные, оборудованы двусторонней автоблокировкой; приемоотправочные и соединительные пути между станциями оборудованы в обоих направлениях путевыми устройствами АЛС. Пост электрической централизации совмещен с вокзалом на станции Спортивная. Управление стрелками и сигналами всех станций ДЖД осуществляется с пульта-манипулятора поста ЭЦ, контроль на светодиодном табло. Выносное табло состоит из трех секций и представляет собой схематический план станций Спортивная, Заельцовская, Зоопарк и разъездов Локомотив и Ельцовский.
В течение дня отправляется 16 поездов.
Стоимость билета для детей 3-10 лет составляет 40 рублей, для детей старше 10 лет и взрослых – 100 рублей. Для детей в возрасте до 3 лет поездки на поезде бесплатные.
На данный момент Детская железная дорога:
— Организует и проводит культурно-массовые мероприятия (встречи юных железнодорожников с почетными железнодорожниками, воинами Российской армии, ветеранами войны и труда, экскурсии на предприятия железнодорожного транспорта, музеи города и железной дороги, выходы в театры, кино, выезды и экскурсии по историческим местам города и страны, другие культурно-массовые мероприятия)
— Организует работу творческих коллективов и кружков по интересам
— Устанавливает постоянную связь со школами и родителями, способствует успешной учебе юных железнодорожников
— Ведет профориентационную пропаганду, выступает в школах с лекциями и беседами на железнодорожную тематику
— Организует с юными железнодорожниками творческие конференции, смотры, конкурсы
— Осуществляет деловую связь и творческое сотрудничество с дворцом культуры железнодорожников, детскими железными дорогами страны и зарубежья
— Проводит работу по привлечению юных железнодорожников к общественно-полезному труду и организует их культурный досуг (спортивные кружки, выставки, конкурсы, экскурсии)
— Создает оптимальные условия для развития мотивации личности к познанию и творчеству
— Воспитывает культуру здорового образа жизни и саморазвития личности.