Романтика Бишкека
В 2014 году у меня получилось посетить Бишкек. Город произвел на меня неизгладимое впечатление, его улицы сплошь заполнены зеленью — деревьями и кустарниками. Не удивительно, что его часто называют «зеленым городом».
Стоит заметить, что поездка в Бишкек мне не стоила ни рубля. Все дело в том, что целью моего пребывания в Киргизии была командировка.
Летел в Бишкек я из Новосибирска, а по прилету сразу же заселился в гостиницу «Семетей» Министерства обороны Киргизии. Так что каждое утро под окнами моего номера ходил маршем строй солдат. Среди плюсов гостиницы можно назвать просторные и ухоженные номера, завтраки, включенные в стоимость проживания, наличие банкомата, посредством которого можно было снять деньги в местной валюте с рублевой карты без комиссии. К тому же, гостиница расположена в центре города рядом с основными достопримечательностями.
Недалеко от гостиницы находятся Центральная городская площадь «Ала-Тоо», где можно увидеть музыкальный фонтан, Исторический музей, дубовый парк, в тени деревьев которого можно приятно прогуляться и познакомится с полотнами кыргызских художников в художественной галерее. Также рядом с гостиницей расположен крупный супермаркет. Кстати, в супермаркете не продается никакого спиртного, вероятно из-за того, что страна мусульманская.
Отоспавшись после перелета, на следующее утро я решил прогуляться по городу. Первое, что я увидел, был кинотеатр «Россия». Даже здесь можно найти что-то, что ясно напоминает о Родине.
От кинотеатра я медленно побрел вдоль проспекта Чуй. Погода была мерзковата, — шел снег, а кругом была сырость.
Основное, на что стоит обратить свое внимание, — это Белый Дом. Бишкекский Белый Дом вошёл в современную историю. Его дважды, в обеих революциях, брала штурмом разъярённая толпа, а неудачных попыток было ещё больше. Например, в 2012 году в штурм чуть не перерос митинг с чисто экономическими требованиями.
К забору прикручены доски со списком погибших и венки.
Рядом с Белым Домом расположен Мемориал революции-2010, поставленный в первую её годовщину. В принципе образ простой и понятный — народ отсекает старый режим и оставляет только самое лучшее.
Кроме этого, здесь же расположен монумент Дружбе Народов (1974 г.). Его поставили к 100-летию Киргизской ССР.
А вот и велеколепный вид на Площать «Ала-Тоо» со ступенек Государственного исторического музея. Говорят, что в ясную погоду хорошо видны вершины гор, находящихся рядом с городом.
Налюбовавшись видами площади, я зашел и в сам музей. Государственный исторический музей был открыт в 1927-ом году. Современное здание построено в 1984-ом году.
На заднем дворе музея под открытым небом выставлены камни с наскальными рисунками из урочища Саймалуу-Таш.
На третьем этаже музея представлен исторический путь развития Кыргызстана — коллекции наскальных рисунков, бронзовые и керамические изделия эпохи бронзы, художественные изделия из драгоценного металла. Самые древние экспонаты археологического фонда относятся к каменному веку, а броня и предметы обихода начиная с бронзового века; найденные на раскопках украшения кочевых племен 1-5 веков нашей эры; коллекция каменных изваяний тюркской культуры; камни из Таласа с руническими надписями; предметы из керамики, стекла и металла; многочисленные древние монеты. Богатые этнографические коллекции конца 19 – начала 20 веков, включая войлок, шерсть, чий (плетение из соломы), кожу и деревянные изделия производства кыргызских ремесленников. Кыргызская вышивка, тканые материалы, национальные костюмы, оригинальные женские украшения и высокохудожественная конская сбруя.
На втором этаже — коллекция экспонатов о гражданской войне, революции 1917 года. Документы, фотографии, биографии лидеров революции. Большая часть коллекции посвящена В.И. Ленину.
В 1994-ом году стоимость посещения музея равнялась 1 тыйыну-самой мелкой монете Кыргызстана (одна десятая стоимости буханки хлеба в то время).
В музее очень монументальные барельефы, а из экспозиции музея видно, что Киргизию очень многое связывает с Советским Союзом.
Свернув с Площади, можно окунуться в сказку Дубового парка. В 2010 году Дубовый парк был переименован в Парк имени Чингиза Айтматова, однако бишкекцы все еще называют его Дубовым.
В парке расположен музей скульптур под открытым небом. Первые из них появились в 1984 году. В основном это были металлические, бетонные, деревянные скульптуры привезенные участниками Всесоюзного симпозиума скульпторов, проходившего в городе Фрунзе. Через 5 лет был открыт Музей скульптур под открытым небом. С тех пор музей периодически пополнялся новыми экспонатами. Последний из них – скульптура Курманджан Датки, сменившая памятник Дзержинскому, — был установлен в 2004 году.
Курманджан Датка — это киргизская государственная и военная деятельница, предводительница и правительница алайских киргизов с 1832 по 1876 годы. Также известна как «Алайская царица», «Королева Юга» и «Мать нации». Имела звание датка(генерал) в Кокандском ханстве и Бухарском эмирате. Полковник Российской императорской армии (1876).
Напротив скульптуры Курманджан Датки располагается галерея. Что-то вроде бишкекского Арбата. Здесь можно приобрести картины.
Отойдя немного от Дубового парка я натолкнулся на очень интересный павильон. Он был украшен интересными фонтанами в форме лягушек. Жалко, что они не работали (наверно ещё не сезон). Раньше он назывался павильон «Минеральные воды».
Тут же располагается старейший и наиболее известный кинотеатр в Бишкеке — Кинотеатр «Ала-Тоо». Он был причислен к памятнику культуры Кыргызской Республики и стал первым цифровым 3D кинотеатром в Бишкеке.
Продолжив нашу прогулку от кинотеатра по проспекту Чуй мы выйдем к площади Борцам Революции. На площади Здесь расположена архитектурная композиция, центральной фигурой которой является Уркуя Салиева (1910-1934), активистка общественных преобразований на юге Кыргызстана в ранние годы социализма, убитая зажиточными крестьянами.
С площади открывается красивый вид на здание Кыргызтелекома. К зданию примыкает Башня с часами. Это так называемый Бишкекский «Биг-Бен». Часы были подарены Бишкеку Арменией в 1984 году в знак дружбы между республиками СССР. Несколько лет люди собирались под ними в Новый год, чтобы послушать бой курантов, как это принято в других городах. Но в 1992 году (символично сразу после развала СССР) механизм часов испортился и куранты перестали звучать. Тогда и прошла традиция собираться под ними в новогоднюю ночь. Сейчас куранты работают и под часами любят собираться влюблённые.
Пройдя ЦУМ, который я с радостью посетил, свернул налево на улицу Шопокова. Через какое-то время вышел на Площадь Победы. На площади расположен монумент Победы — скульптура женщины, стоящей над вечным огнем и ожидающей сына или мужа, которые уже не вернутся с Великой Отечественной войны. Выразительное напоминание об огромной цене победы. Находится на возвышении, поэтому в ясную погоду с этого места хорошо видно на горизонте смог над городом.
Символ юрты, которая, предположительно, является традиционным жилищем коренного населения страны. Так же символ семьи.
От Площади победы я направился дальше. Перешёл на улицу Абдрахманова.
Здесь расположен Кыргызский национальный академический театр оперы и балета им. Абдыласа Малдыбаева.
Напротив располагается памятник Аалы Токомбаеву. Аалы Токомбаев (1904-1988) — один из основоположников кыргызской профессиональной литературы. Первый редактор литературного журнала «Чабуул» («Наступление»), первый председатель Союза писателей Киргизии, первый переводчик русской классики на кыргызский язык, Народный поэт Киргизской ССР (1945), академик Академии наук Киргизской ССР (1954), лауреат Государственной премии Киргизской ССР, Герой Социалистического Труда (1974).
Писал под псевдонимом «Балка».
Затем я в обязательном порядке, так как интересуюсь живописью, посетил Национальный музей изобразительных искусств им. Гапара Айтиева. Музей является художественной сокровищницей Кыргызстана. Был открыт по решению обкома ВКП (б) Кыргызстана 1 января 1935 года как картинная галерея, а позднее, в 1944 году, преобразован в Кыргызский государственный музей изобразительных искусств. Посвященный кыргызскому народному и прикладному искусству, а также русскому искусству и произведениям советской эпохи, музей начинал свою деятельность в качестве Государственной картинной галереи и первоначально располагался в здании церкви Св. Николая в Дубовом парке. Теперь там находится галерея Союза художников.
Основу первого музея составили 72 произведения русских художников, выделенные из музейных фондов Третьяковской галереи и 40 произведений живописи кыргызских художников. Нынешнее здание музея было построено в 1974 г. в рамках широкомасштабной кампании по улучшению облика города.
Объём коллекции около 18 тысяч экспонатов. Около 4 тыс. живописных полотен, около 9600 образцов графики, около 1 тыс. скульптур и более 3 тыс. экземпляров декоративно-прикладного искусства. Представлены работы советского периода, египетские и греческие репродукции, классические западные скульптуры, и работы по эпосу «Манас».
Золотой фонд музея – это произведения классиков С. Чуйкова, Г. Айтиева, С. Акылбекова, А. Игнатьева, Л. Ильиной, А. Михалева, Л. Месароша, О. Мануйловой, Т. Садыкова, Д. Уметова, Т. Герцена, Б. Джумабаева, А. Асранкулова, С. Айтиева.
В 2010 году музей был подвергнут мародёрству.
Внутри музея, к моему сожалению, фотосъемка запрещена.
Подводя итог моего пребывания в Бишкеке, могу сказать, что нескольких дней проведенных в этом чудесном городе очень мало, чтобы прочувствовать всю его атмосферу. Но даже эти мгновения я оставлю в своем сердце навсегда.